Шведы не могут отличить легитимные дебаты об иммиграции от расистских высказываний
Три года тому назад журнал The Economist поместил на обложке викинга с длинными волосами, дикорастущей бородой и в шлеме с рогами. Подпись под картинкой была «Следующая супермодель», что было отсылкой к общественной модели стран европейского Севера. В тематическом разделе Скандинавию провозглашали наилучшей правительственной моделью мира, и описывали как единое целое.
Сходство не является поверхностным
Скандинавские страны всегда находятся на самых верхних строчках международных рейтингов, например, таких, как индекс развития ООН. Это объясняется комбинацией государства всеобщего благосостояния со всеобъемлющей системой безопасности, сочетающейся со свободой отдельного человека, равноправием, правовым государством, высокой степенью доверия между гражданином и государством и взаимным уважением граждан, практически отсутствием коррупции, бесплатным доступом к образованию и здравоохранению и социальной мобильностью — и это еще не все.
Если находиться за пределами Скандинавии и смотреть на нас — даже если ты в такой соседней стране, как Великобритания — в глаза скорее бросаются черты не различия, а сходства.
Но если человек родился и вырос в одной из скандинавских стран, он далеко не всегда видит это так же.
В том числе и сейчас, когда души поглощены болезненными и нередко неприятными и трудными дебатами об исламе, миграции и интеграции. Здесь есть тенденция обращать большее внимание на различия. В зависимости от политической позиции страну-соседку либо клеймят позором, либо превозносят ее как образец для подражания и альтернативу политике собственного правительства.
Шведская критика Дании удостоилась похвалы
В 2009 году шведская журналистка и писательница Лена Сундстрём (Lena Sundström) издала критическую книгу о Дании под названием «Самый счастливый народ в мире — книга о Дании». Книга эта немедленно была переведена на датский; и как писательница, так и ее творение, привлекли к себе большое внимание в датской прессе.
В Швеции Сундстрём была удостоена литературных и журналистских премий. Она отстаивала мнение, что свободные — а временами даже жесткие — дебаты в Дании выпустили на свободу демонов, которых будет трудно обуздать. Подразумевалось, что датчанам следовало бы поучиться у шведов обуздывать себя, потому как это пойдет на пользу общественному миру и интеграции. Молчание — золото.
Датская критика Швеции принята не была
Через несколько лет датский историк и комментатор Микаель Ялвинг (Mikael Jalving) издал книгу репортажей о Швеции: «Типичная Швеция — поездка по королевству молчания», которая тоже была написана под критическим углом зрения.
Ялвинг никаких премий не удостоился; шведские СМИ уделили его книге весьма незначительное внимание, даже когда она вышла в одном маленьком шведском издательстве. Точка зрения Ялвинга противоположна точке зрения Сундстрём. А именно: он утверждал, что нежелание шведов вести открытые дискуссии о задачах, стоящих перед мультикультурным обществом, об иммиграции и ее последствиях рискует подорвать шведское общество.
Разумеется, вполне можно предположить, что книга Сундстрём была лучше, чем книга ее датского коллеги, но представляется довольно примечательным, что крупная буржуазная шведская газета, Svenska Dagbladet, с одной стороны, вознесла книгу Сундстрём до небес, а с другой — прокомментировала книга Ялвинга следующим образом:
«Тут со многим можно полемизировать, но я не вполне уверен в том, что вообще стоит по этому поводу заморачиваться». То есть такое несколько высокомерное отрицание, в том числе и критики Ялвингом шведской культуры молчания, в то время как книга Сундстрём о Дании в той же газете была охарактеризована как «почти совершенный репортаж. Она познавательна, говорит о том, что автор знает предмет, и к тому же хорошо написана. (…) В ней есть все, что любопытный швед хочет знать о сегодняшней Дании».
Есть и примеры обратного. Некоторые участники дебатов в Дании считают дебаты в Швеции образцом для подражания, в то время как критикующие мигрантов голоса в Швеции считают, что шведы могут многому поучиться форме дискуссий у Дании, когда речь идет об иммиграции и интеграции.
Расцвет партий, критически относящихся к иммигрантам
Через семь лет после выхода книги Сундстрём, заслужившей похвалу критиков, политическая и социальная реальность, которая там обсуждалась, изменилась самым драматичным образом.
Партия «Шведские демократы» (Sverigedemokraterna, SD) — существование которой, по мнению политической и культурной элиты Швеции, она имела полное право замалчивать — стала сейчас одной из крупнейших партий в стране.
За каких-то 20 лет партия из той, за которую на выборах в 1998 году проголосовали лишь 0,4% избирателей, превратилась в партию, получающую в 2016 году, по данным опросов общественного мнения, примерно 20%. И это, в основном, благодаря критическому отношению к политике в отношении иммигрантов и беженцев, проводимой «старыми» партиями.
На выборах в 2003 году количество поклонников SD возросло втрое — до 1,3%. В 2006 году партия поучила 2,9% голосов, в 2010 цифра возросла до 5,7%, то есть удвоилась. Все повторилось и на последних выборах в 2014 году, когда SD получили 12,9% голосов избирателей.